Апелляционное определение Псковского областного суда от 17.06.2014 по делу N 33-854/2014 <Об отмене решения Палкинского районного суда от 25.02.2014 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Собрания депутатов Палкинского района от 23.06.2009 N 115 "О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов района от 06.06.2008 N 52">



ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2014 г. по делу № 33-854/2014

Судья Амангельдиев Л.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе
председательствующего Хряпиной Е.П.,
судей Виноградовой О.А. и Белоноговой Н.Ю.
при секретаре И.О.
рассмотрела в судебном заседании 17 июня 2014 года гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации Палкинского района и Собрания депутатов Палкинского района Псковской области на решение Палкинского районного суда Псковской области от 25 февраля 2014 года, которым постановлено:
Заявление прокурора Палкинского района Псковской области удовлетворить.
Признать недействующим Решение Собрания депутатов Палкинского района от 23.06.2009 № 115 "О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов района от 06.06.2008 № 52" со дня его принятия.
После вступления решения в законную силу в течение месяца опубликовать в районной газете "Льновод" сообщение о решении суда следующего содержания: "Решением Палкинского районного суда Псковской области от 25 февраля 2014 года признано недействующим Решение Собрания депутатов Палкинского района от 23.06.2009 № 115 "О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов района от 06.06.2008 № 52".
Заслушав доклад судьи Белоноговой Н.Ю., объяснения представителя Собрания депутатов МО "Палкинский район", Администрации Палкинского района Псковской области С.О., пояснения прокурора Палкинского района Степанова С.А., старшего помощника прокурора Псковской области Гусаковой Л.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Палкинского района Псковской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления.
В обосновании заявления указал, что прокуратурой района рассмотрено обращение Д.В. по вопросу незаконных, по мнению заявителя, действий органов местного самоуправления Палкинского района в отношении арендуемого им земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности зданием, расположенным по адресу: <...>. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что решением Собрания депутатов Палкинского района от 06.06.2008 № 52 "Об установлении значений коэффициента при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах муниципального образования "Палкинский район", о размере арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Палкинского района" утверждены значения коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков исходя из видов их разрешенного использования. Решением Собрания депутатов Палкинского района от 23.06.2009 № 115 "О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов района от 06.06.2008 № 52", опубликованным в газете Палкинского района "Льновод" от 26.06.2009 № 49-50, в решение Собрания депутатов Палкинского района от 06.06.2008 № 52 внесены изменения, согласно которым для расчета арендной платы за земельные участки, расположенные под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, включая стационарные объекты мелкорозничной торговли и общественного питания (отдельно стоящие киоски и павильоны), применяется значение коэффициента - 42%. Прокурор полагает, что данное решение органа местного самоуправления незаконно, так как размер данного коэффициента до утверждения не рассчитан на основе закона с учетом принципа экономической обоснованности. Прокурорская проверка показала, что перед установлением значения рассматриваемого коэффициента в органах местного самоуправления Палкинского района не проводились мероприятия по установлению доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы и услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемым организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. В данном случае, усматривается нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Фактически произведен элементарный математический расчет изменения существующего размера арендной платы, установлен коэффициент - 42%, то есть органы местного самоуправления не получили значение данного коэффициента в результате расчета, просто установили. Данный показатель экономически не обоснован, в сравнение с аналогичными показателями, установленными в иных муниципальных образованиях Псковской области, существенно завышен, что повлекло необоснованное увеличение арендной платы. Например, арендная плата за земельный участок рассматриваемой категории для собственника здания магазина в д. Красино Палкинского района Д.В. с учетом данного коэффициента в 2013 году составила 300 762 руб. 99 коп. В результате подобных действий органов местного самоуправления, определенный круг лиц, являющихся собственниками земельных участков под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, включая стационарные объекты мелкорозничной торговли и общественного питания, приобрел значительное преимущество перед неопределенным кругом лиц, имеющих намерение арендовать земельные участки рассматриваемой категории у органов местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор дополнил заявление, пояснив, что требование закона об опубликовании в печатном средстве массовой информации полного текста нормативного правового акта, а именно - решения Собрания депутатов Палкинского района от 23.06.2009 № 115 "О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов Палкинского района от 06.06.2008 № 52", органом местного самоуправления нарушены. Проведенная проверка показала, что в газете Палкинского района "Льновод" от 26.06.2009 № 49-50 опубликован, не полный текст решения Собрания депутатов Палкинского района "О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов района от 06.06.2008 № 52", поскольку в печатном средстве массовой информации не приведены такие его обязательные реквизиты, как номер (№ 115) и дата (23.06.2009), чем грубо нарушены требования закона. Поэтому просит суд признать недействующим Решение Собрания депутатов Палкинского района от 23.06.2009 № 115 "О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов района от 06.06.2008 № 52" полностью со дня его принятия.
Представители Собрания депутатов Палкинского района и Администрации Палкинского района Псковской области К.П., по доверенности Д.Д. пояснили суду, что на момент принятия решения законом не был закреплен принцип экономической обоснованности. Ссылались на то, что 30.06.2009 г. Управлением Федеральной антимонопольной службой по Псковской области проводилась проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области антимонопольного законодательства при установлении значений коэффициента, используемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков, которые находятся в собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена. В решении комиссии отражено, что значения коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, определены решением собрания депутатов Палкинского района от 06.06.2008 г. № 52 пунктами 14 и 15. Комиссией Псковского УФ АС России установлено, что при разработке значений коэффициента, используемого для определения арендной платы анализа экономической обоснованности органами местного самоуправления не проводилось. Как пояснили представители собрания депутатов района и администрации района именно после проверки антимонопольной службой было принято оспариваемое решение собрания депутатов, которым установлен единый коэффициент в размере 42% для объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, включая стационарные объекты мелкорозничной торговли и общественного питания (отдельно стоящие киоски и павильоны). Также полагали, что анализ экономической оценки проводился, экономисты делали расчеты и сравнивались коэффициенты установленные в других районах области в Куньинском районе 50%, в Великолукском 200%. Решение собрания депутатов Палкинского района № 115 официально опубликовано 26.06.2009 в газете "Льновод". Нормативно-правовой акт принят надлежащим органом и в пределах его компетенции. Указали на пропуск срока исковой давности.
Представитель Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям К.Е. пояснила суду, что решение Собрания депутатов Палкинского района, которое просит отменить прокурор, не вступило в законную силу, поскольку не было его официального опубликования. Поддержала позицию прокурора Палкинского района, что арендная плата за земельный участок не может быть выше, чем выкупная стоимость земельного участка.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционных жалобах Собрания депутатов Палкинского района, Администрации Палкинского района ставится вопрос об отмене решения суда со ссылкой на допущенные нарушения норм материального закона. Указывается на то, что дело рассмотрено не в том порядке, что прокурор обратился в суд в защиту интересов конкретного гражданина Д.В., который сам имел возможность обратиться в суд. Указывается, что оспариваемое решение принималось с учетом экономической обоснованности, что нормативный правовой акт был опубликован в газете "Льновод" от 26.06.2009 года, и признавать опубликование незаконным оснований не имелось. Указывается на противоречивость выводов суда и допущенные нарушения положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 (ред. От 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а именно пунктов 21, 28.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям.
Неявка лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела и не просивших об отложении судебного разбирательства по уважительной причине, не препятствует рассмотрению дела по существу. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия установила следующее.
Статьей первой Закона Псковской области от 08.04.2008 г. № 756-оз "О порядке определения размера арендной платы, порядке условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области" обозначен порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков.
Собранием депутатов Палкинского района 06 июня 2008 года принято решение № 52 "Об установлении значений коэффициента при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах муниципального образования "Палкинский район", о размере арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Палкинского района" Решение вступило в силу после опубликования в районной газете "Льновод" и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Согласно приложению к решению пунктом 14 установлен коэффициент для объектов торговли, общественного питания (кроме объектов мелкорозничной торговли) - 10%; пунктом 15 для стационарных объектов мелкорозничной торговли и общественного питания (отдельно стоящие киоски и павильоны) - 75%.
В решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по делу № 25/15/09 от 30 июня 2009 г. отражено, что при принятии решения Собрания депутатов Палкинского района от 06.06.2008 г. № 52, которым установлены различные значения коэффициента, применяемого для определения арендной платы за использование земельных участков в зависимости от вида объектов розничной торговли (10%, 75%), многофакторного анализа органами местного самоуправления не проводилось. Указывается, что установив различные значения коэффициента, используемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования, используемых объектами розничной торговли, Собрание депутатов создало неравные экономические условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих один и тот же вид деятельности на территории муниципального образования "Палкинский район".
Также указано, что действующим законодательством не определены порядок и условия установления коэффициента к базовым ставкам арендной платы за землю по категориям арендаторов (л.д. 66 - 69 т. 1).
На девятнадцатой сессии четвертого созыва Собранием депутатов Палкинского района принято решение от 23 июня 2009 года № 115 "О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов района от 06.06.2008 № 52". Пункт 14 изложен в новой редакции для объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, включая стационарные объекты мелкорозничной торговли и общественного питания (отдельно стоящие киоски и павильоны) - 42%. Пункт 15 исключен. Решение вступило в силу через месяц после его опубликования в районной газете "Льновод".
Применяемый для установления арендной платы коэффициент, в размере 42% применялся и до 2013 года, его размер никем не оспаривался.
По договору аренды земельного участка, заключенному Д.В. с Администрацией Палкинского района от 29.03.2012 г. (л.д. 30 - 34 т. 1) произведен расчет размера арендной платы с учетом коэффициента 42%, в итоге к оплате подлежало 6443,78 руб. При расчете размера арендной платы брался удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, который на тот момент согласно данным кадастрового паспорта от 27.03.2012 (л.д. 50 т. 1) составлял 19,39 руб., площадь земельного участка и коэффициент - 42%, применяемый для установления арендной платы.
04.09.2013 года Администрацией Палкинского района произведен расчет арендной платы за землю с учетом тех же составляющих - удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, который по данным кадастрового паспорта от 13.12.2012 г. составил 678,77 руб. (л.д. 61 т. 1), площади участка и коэффициента 42%., которые не изменились. Размер арендной платы за землю за 2013 год составил 300 762 руб. 99 коп. (л.д. 53 т. 1).
Данные обстоятельства указывают на то, что размер арендной платы изменялся не только в связи с изменением коэффициента, выраженного в процентах, но и в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, которая влияла на удельный показатель кадастровой стоимости (л.д. 58 - 61 т. 1).
Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу, что решение собрания от 23.06.2009 г. № 52 незаконно, поскольку размер установленного коэффициента, не рассчитан с учетом принципа экономической обоснованности, что противоречит закону.
Суд первой инстанции согласился с позицией прокурора, что при установлении коэффициента, усматривается нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которым определено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности.
Суд указал, что при установлении арендной платы за землю данный принцип не учтен, мероприятия по установлению доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке со стороны органа местного самоуправления не проводились.
С данным выводом судебная коллегия не соглашается.
В соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ № 582, которым определено нормативное регулирование порядка определения арендной платы при аренде земельных участков, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности.
Необходимость соблюдения принципа экономической обоснованности при определении коэффициента, выраженного в процентах, Постановление Правительства РФ № 582 не содержит.
Иное нормативное регулирование при установлении коэффициента, выраженного в процентах, отсутствует.
Размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области в силу ст. 1 Закона Псковской области № 756-оз определяется по формуле: кадастровая стоимости земельного участка - определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка за 1 кв. м на площадь земельного участка и коэффициента, выраженного в процентах, устанавливаемого исходя из разрешенного использования земельного участка.

С учетом изложенного, ссылка прокурора на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта решения Собрания депутатов № 52 от 23.06.2009 г. Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 несостоятельна.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение Собрания депутатов Палкинского района № 115 было опубликовано в оспариваемой части в газете № 49-50 Палкинского района "Льновод" от 26.06.2009 г. (л.д. 202 т. 1)
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" обозначено, что в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
Поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления об оспаривании нормативного правового акта не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Палкинского районного суда от 25 февраля 2014 года отменить, постановить новое решение которым в удовлетворении заявления прокурора Палкинского района Псковской области о признании недействующим решения Собрания депутатов Палкинского района от 23.06.2009 № 115 "О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов района от 06.06.2008 № 52" со дня его принятия отказать.

Председательствующий
Е.П.ХРЯПИНА

Судьи
О.А.ВИНОГРАДОВА
Н.Ю.БЕЛОНОГОВА


------------------------------------------------------------------